ЭССЕ
участника конкурса «Специалист службы сопровождения»
учителя-логопеда
МДОУ Копейского городского округа «Детский сад № 16»
Гутровой Татьяны Леонидовны
Я очень часто задаю себе вопрос: «Почему я и педагогика?» Почему местоимение «я» и существительное «педагогика» встретились непросто на бумаге, а в жизни. И мне пришлось самой познакомиться и подружиться с её величеством «педагогикой»?
Хотя начиналось все совсем иначе: «На паркет вызывается пара под номером семдесят один, Каширина Татьяна и Рудаков Александр» Это я и мой партнер. И мы бы танцевали долго и добились, но… Но давайте это «но» мы опустим. И вернемся к ней, к «педагогике». Я мечтала учить бальным танцам детей. Не получилось. Но попробуем выделить главное – учить детей!
И я начала постигать эту науку – учить детей. Сначала в роли учителя начальной школы. Не переживайте, не в качестве артистки, а с настоящим дипломом об окончании учебного заведения в руке. И опять, вам, навное хочется поспорить со мной. Диплом конечно нужен, но главное – это любовь к детям. А знаете, как то вот это сочетание знаний и любви я прочувствовала очень хорошо, когда продолжила свою работу с детьми детского дома, да еще не просто, а самого что ни на есть VIII-го вида.
Все это со мной, во мне и как будто совсем недавно. Как принимали детей в первые классы, как выводили вшей, как отмывали их тела от грязи, а души от детской боли. И вот в этот период я почувствовала, что мне не хватает знаний по дефектологии. Значит, надо было совершенствоваться. Поступила в Уральский педагогический университет на заочную форму обучения. Много самообразовывалась, но конечно в этом мне «помогали» мои воспитанники. Вообще, практика – это очень важный этап в учебе, да и в педагогике без нее никак. Появились первые успехи, когда, например, с ребенка «снимали» диагноз – «олигрофения в степени дебильность», заменяя на «задержку психического развития», ну а если достигали «низкой возрастной нормы» – радовались вместе: я и ребенок, еще неизвестно кто больше. Таких детей многие считают безнадежными, а зря.
Я начала преподавать параллельно с основной профессией танцы детям. Это было 4 года практики, наблюдений, выводов. И это переросло в желание изложить на бумаге достигнутое. Но теперь уже именно с научной точки зрения. Я защищала диплом, тема которого: «Динамическое изучение особенностей становления и коррекция психомотрных процессов у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития посредством формирования ритмико-пластической деятельности». По окончании университета я могла бы работать дефектологом. Было достаточно знаний и опыта в этой «частичке» педагогики. Но в дипломе была запись: присуждлена квалификация «олигофрено-педагог, учитель-логопед». И я пошла для себя «открывать белые пятна» еще в одной «частичке» педагогики – логопедии. Было трудно, но я люблю преодолевать трудности. Я стала работать в МДОУ № 436 г. Челябинска логопедом на группе детей с диагнозом «логоневроз» (заикание). Все пришлось начинать с начала. И это было очень интересно, новые программы, новые методики, новые приемы, способы, средства достижения цели – коррекция заикания. Было выбрано интересное направление в работе, после исследования и опробирования нескольких методик (Е.Н.. Масловой, И.А. Поворовой, М.И. Лохова, Ю.А. Фесенко), плюс их практическое применение на занятиях. И весь опыт обобщен в работе по теме: «Игра – как один из методов комплексного подхода в реабилитации детей дошкольного возраста с заиканием».
Но самое главное – мне нетерпится рассказать, что в это время я «познакомилась» еще с одной «частичкой» педагогики. А если быть точнее и более грамотно вам донести, то это уже более узкое направление именно в логопедии – это логоритмика. О логоритмике невозможно говорить мало. Это отличная, интересная система реабилитации и коррекции разнообразных речевых потологий, и возрастной «разбег» она выбрала себе от младшего дошкольного возраста до взрослых, перенесших инсульты. Попробую очень кратко донести до вас, что необходимо для понимания сущности логопедической ритмики – это раскрытие содержания таких понятий, как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомотороное развите, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкално-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, развитие артикуляционного праксиса, подвижные игры, лечебная ритмика, логопедическая ритмика. Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Более подробно о целой системе под названием логоритмика я изложила в работе, тема которой: «Логопедическая ритмика в системе комплексного воздействия на детей с ТНР». Эта работа, где есть теоретические обоснования необходимости логоритмических занятий в системе коррекции потологических речевых расстройств у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, где есть и хорошая исследовательская база, была проделана в МДОУ № 434 г. Челябинска, где я работала с 2007 по 2011 учебный год. Было немного обидно, что во всех научно-литературных источниках много теории, много практических приложений по логоритмике, но нет единой программы, как для дошкольного возраста, так и для детей младшего школьного возраста.
И как я была приятно и неожиданно удивлена, когда меня позвали работать в центр помощи детям «Звездный дождь». Это центр по реабилитации детей с синдромом дауна и с ранним детским аутизмом. И тогда в руки мне попала программа по логоритмике для детей с синдромом дауна.
С августа месяца 2014 года, я начала работать в МДОУ Копейского городского округа «Детский сад № 16». Здесь я увидела «огромное невспаханное поле» для логопедической деятельности, для новых наблюдений, уже более точных выводов и может, найдя единомышленников, скромно, очень скромно начать работу над программой по логопедической ритмике, учитывая все возрастные группы дошкольников.
РS: Я очень рада, что буду учавствовать в конкурсе, потому что первое, что я услышу на нем – это: «На сцену вызывается участница под номером …», а это как тогда в юности, в самом начале. Значит все еще только начинается…